Многодиапазонная мобильная КВ-антенна
Прежде всего, хочу сразу предупредить скептиков и теоретиков эфира: Ничего нового, касающегося антенной техники, в нижеизложенном материале не представлено.
В данной конструкции антенны, всего лишь реализовано желание иметь простую многодиапазонную КВ-антенну для работы в мобильных условиях…
Статья может быть интересна для радиолюбителей, увлекающихся радиопутешествиями всех видов и направлений.
Я давно вынашивал планы по созданию многодиапазонной автомобильной КВ-антенны, для реализации возможности выйти в эфир с мобильной позиции. Обдумывал различные варианты конструкции и способы реализации многодиапазонного ее варианта. При этом, конструкция должна была быть простой, понятной, с простым переключателем диапазонов и не мало важный момент – минимальное вмешательство в конструкцию кузова автомобиля.
Точку в размышлениях поставило приобретение в США многодиапазонной походной КВ антенны «Вuddipole». Простота конструкции, удобный и легкий способ переключения диапазонов, небольшие размеры, и при всём при этом реально эффективное поведение антенны в эфире, всё это определило очертание будущей конструкции и используемых в ней принципов.
Было решено: это будет закрепленный на магнитном основании, вертикал с удлиняющей катушкой. Диапазоны ( отводы катушки ), будут переключаться по принципу повзаимствованному у создателей «Buddipol-я».
В качестве вертикального вибратора, решено было использовать ( с небольшими доработками ), один из телескопических элементов армейской антенны GP. В сложенном состоянии, элемент имеет длину около 1.5 м, а в полностью выдвинутом – около 2.5 м, и резонансную частоту около 29 МГц.
Удаляем пружину и нарезаем резьбу:
С помощью нарезанной на торце вибратора резьбы М8 и усиливающей шайбы, данный вибратор крепится на каркас удлиняющей катушки от какой-то вояцкой радиоаппаратуры.
Размеры каркаса: Длина - 90 мм , диаметр - 55 мм.
Материал - текстолит.
Катушка намотана посеребренным проводом диаметром 0.8 мм.
Шаг намотки: 3мм.
Число витков: 27.
Вдоль диаметрально-противоположных сторон каркаса, по всей длине, сделаны проточки для удобства крепления к виткам самоприжимающейся фишки для отводов от катушки.
Я использовал уже готовую. Благо в комплекте «Buddipole» поставляются запасные. Но при желании, изготовить данное устройство не составит труда.
Нижняя часть удлиняющей катушки, через алюминиевую трубку-вставку, диаметром 16 мм и длиной 140 мм, прикреплена к магнитному основанию классическим способом – шарнирное соединение с гайкой-барашком.
Ос тальное – всё просто: Магнитное основание для мобильных антенн. Диаметр чем больше, тем лучше. Возможен вариант с использованием трех жестко закрепленных между собой магнитных оснований меньших размеров. Питается антенна коаксиальным кабелем типа RG58, произвольной длины. ( В моём случае около 4.5м)
Принцип работы получившейся конструкции прост: при замыкании накоротко удлиняющей катушки, перед нами обыкновенный вертикал на 28 МГц. Включая, в разрыв вибратора, витки, получаем требуемые диапазоны…
В результате настройки и испытания антенны с помощью антенного анализатора MFJ-259 (на реальном, конкретном автомобиле, с полностью выдвинутом телескопическом элементе вибратора, и описанных размерах удлиняющей катушки), имеем перекрытие в диапазоне от 7 до 28 МГц, при полностью включенной, и закороченной катушке соответственно.
Сразу оговорюсь, что цель получить от данной конструкции диапазоны 7 и 10 МГц, я не преследовал. Результат получился сам собой, случайно. Понимаю, что реальная эффективность антенны на указанных диапазонах будет не велика, но всё-таки решил витки с катушки не сматывать, и данные диапазоны в антенне оставить. Может когда пригодится…
Что касается распределения других диапазонов по виткам удлиняющей катушки, то в моем случае получилось примерно так:
7 МГц – включена вся катушка.
10 МГц – включено 15.5 витков.
14 МГц – включено 8.5 витков.
18 МГц – включено 5 витков.
21 МГц – включено 3.5 витка.
24 МГц – включено 2 витка.
28 МГц – катушка закорочена.
Конечно нужно иметь в виду, что представленные данные по отводам от катушки, приблизительные, и очень зависят от многих факторов: особенностей конструкции , размеров подстилающей поверхности, места размещения антенны на кузове автомобиля и т. д..
В любом случае, без тщательной настройки на конкретном автомобиле не обойтись.
Ниже представлены фотографии показаний основных параметров антенны на резонансных частотах, снятые с помощью антенного анализатора MFJ-259.
Из показаний анализатора видно: чем ниже частота (7, 10 МГц ), тем ощутимее влияние на параметры антенны, размеров подстилающей поверхности и высоты подвеса над Землей. Это расплата за «мобильность» антенны… Но и на этих диапазонах ситуацию спасет использование простого согласующего устройства, без которого использование любой мобильной антенны вообще не желательно.
А в общем и целом, результат получен положительный (особенно на ВЧ). Для многодиапазонной КВ-антенны, учитывая к тому же тот факт что как таковой электрической связи между кузовом авто и антенной нет, а она только емкостная – это очень не плохие показатели.
Вот так выглядит конструкция в рабочем положении:
Антенна уже опробована в эфире на диапазонах 14, 18, 21, 28 МГц. Отрицательных моментов пока замечено не было. Результат – «Получение удовольствия от работы в эфире», достигнут! Краткий фото отчет можно посмотреть ЗДЕСЬ.
До встречи на диапазонах!