GREENDAY 2010. Радиоэкспедиция в Природный парк "Донской" (RFF-177). Loc - LN29AD
Идея поактивничать из Природного парка «Донской», по программе WFF, уже давно будоражила наше сознание. И вот, посоветовавшись с Олегом (UA4ASE), принимаем решение - приурочить посещение RFF-177 к мероприятию GREENDАY 2010.
Олег созванивается с руководством Природного парка, уточняет границы. Окончательным местом проведения радиоэкспедиции, выбираем часть парка расположенного вблизи станицы Качалинская, Иловлинского района Волгоградской области.
К 10 июня состав радиоэкспедиции выглядел так: Олег (UA4ASE), Евгений (UA4ATL) и любезно согласившийся быть «на хозяйстве» и поддерживать культурную часть мероприятия, Александр Боков. Было решено работать с двух позиций: SSB – UA4ASE (FT-857D, GP 28 МГц, INV.V 7 и 14МГц на 11- метровом телескопе), CW – UA4ATL (IC-718, INV.V 7 и 14МГц на 10-метровой мачте, четырехдиапазонный GP - 3.5, 7, 10, 14МГц, и «трансформер» от UA6HJQ – 14, 18, 21, 28МГц на шестиметровом удилище). Питание аппаратуры осуществлять от бензогенератора «Kipor-1300».
Июнь на Дону и в низовьях Волги не самое лучшее время для посещения этих мест. Освободившиеся от паводковых вод прибрежная зона и заливные луга, кишат огромным количеством различного рода кусающими и кровососущими насекомыми. Прогноз погоды на 11-13 июня тоже ничего хорошего не предвещал: температура воздуха под 40 и безветрие. Заранее готовим себя и аппаратуру к экстремальным условиям работы. Чтобы сэкономить время и силы перед зачётным периодом, было решено выдвинуться в назначенный пункт 11 июня. Вечером «разбить» лагерь, переночевать, а с утра заняться организацией позиций.
Так всё и получилось. 11 июня, примерно в 17:00 MSK, мы были в станице Качалинской. Обязательное фото на границе Природного парка.
В рамках культурного мероприятия, посетили разрушенный Храм Пресвятой Троицы,
Мемориал советским солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны,
памятник Ермаку Тимофеевичу.
Всё, впереди два с половиной дня тяжелой , но одновременно очень интересной работы. Немного посоветовавшись, спускаемся в низину и начинаем искать подходящее место для лагеря.
Первое, на что обращаем внимание – огромное количество комарья и различного вида кусающих насекомых (мошки, оводы и т.п.). Вся эта жужжащая и кусающая братия, со страшной силой набросилась на нас, и на протяжении всей экспедиции не давала расслабиться. Различные средства от насекомых, которые в городе довольно эффективно справлялись со своей задачей, в нашем случае практически не имели эффекта. Но делать нечего, к таким испытаниям мы были готовы, и поэтому начинаем планомерно «разбивать» лагерь. Впереди событие, которое ждали целый год, и раз уж мы добрались до места, то ничего уже не помешает нам принять в нем участие.
К закату место было обжито, и даже успели установить десятиметровую мачту и INV. V на 7 и 14МГц, для CW позиции UA4ATL/FF.
Утро 12 июня началось без «раскачки». Необходимо было «организовать» две позиции, проверить их на возможность одновременной работы на одном и разных диапазонах. Два электрических удлинителя, для питания аппаратуры от бензогенератора, позволили расположить рабочие места примерно на расстоянии 45 метров друг от друга. Поочереди помогая друг другу, приступаем к установке антенного хозяйства.
Жара и непрекращающиеся атаки насекомых, превращают и без того нелегкое дело в настоящее испытание. И вот уже через некоторое время, лагерь приобрел очертания понятные нам, и совершенно не понятные для непосвещенных в таинства радио.
Какие-то мачты, штыри, веревки, и суетящиеся вокруг всего этого на сорокоградусной жаре люди,
всё это стало притягивать проезжающих мимо зевак. Каждый старался снизить скорость или остановиться, разглядывая столь экзотические конструкции. Порой из салона автомобиля доносились версии происходящего, комментарии, некоторые из которых вызывали у экспедиционеров улыбки.
Наконец установка антенн завершена, рабочие места организованы, аппаратура расставлена.
Наступил момент истины, который определит всю тактику нашей работы в GREENDAY 2010.
А именно: Возможно-ли будет работать с двух позиций одновременно?
Первый эксперимент, в апреле этого года, когда мы работали из RFF-179 – потерпел неудачу.
Взаимные помехи от двух работающих радиостанций, вынудили нас по очереди работать в эфире, а вследствие, всё это повлияло на общую эффективность работы. На этот раз были приняты дополнительные меры: Заземлен бензогенератор и правильно выполнено заземление всей аппаратуры на каждом рабочем месте. Результат превзошел все ожидания. На разных диапазонах наличие работающей на расстоянии сорок метров другой радиостанции, вообще не наблюдалось. В некоторых случаях было возможно работать на одном диапазоне разными видами модуляции. Результаты данного эксперимента подняли нам настроение, ведь делить эфир не придется, и каждый получит удовольствие от работы в полной мере.
Что касается эфира, то на Донских просторах он был прозрачен и наполнен журчащими сигналами работающих радиостанций. Наличие в эфире большого количества WFF экспедиций, говорило о том, что жарко будет и на диапазонах. Для проверки аппаратуры и антенн проводим по несколько QSO с каждой позиции – всё в норме. Время около 11 UTC, выключаем бензогенератор, и даем себе отдохнуть перед зачётным периодом.
Ближе к 12 UTC заводим генератор и занимаем позиции. Я решил работать в CW только на CQ.
Олег – в SSB, и комбинировать «общий вызов» с работой «на поиск». В 12 UTC всё началось…
На 14 МГц в CW, пришлось сразу же, без раскачки, включаться в работу. Первое же «CQ GD DE UA4ATL/FF», обернулось шквалом вызывающих радиостанций. Постепенно лог начал заполняться позывными.
У Олега сначала дела пошли не очень хорошо. «Семёрка» в SSB вяло отреагировала на его общий вызов.
Для SSB это обычное дело. Из опыта работы в радиоэкспедициях известно, что пик активности на 7 МГц в SSB приходится на вечерние часы и утром, в период до 12 MSK .
В телеграфе дела идут неплохо, на 14 МГц начали открываться дальние трассы. Всё чаще подходят
Станции Японии и Северной Америки. Некоторые не понимая сути происходящего, в ответ на 599RFF177 дают 001. Неплохие множители для зачета, но скорее всего отчеты они высылать не будут, и QSO с ними не зачтутся.
Немного подпортил настроение тест, проходящий одновременно. Телеграфные участки переполнены, приходится смещаться выше. Нужно сказать, что была большая надежда на WARC-и и ВЧ диапазоны. Но 12 числа ВЧ диапазоны у нас вообще молчали, а на WARC-ах только диапазон
10 МГц радовал своей активностью. А ведь за несколько дней до этого, эти диапазоны «гудели» - закон Мерфи!
К вечеру дела пошли и у UA4ASE, SSB позиция «ожила». Призывы Александра оторваться от работы в эфире и отведать приготовленный ужин, Олегом игнорировались.
И только изредка доносились его просьбы об очередной порции средств от насекомых.
Ближе к закату первого дня, активность на верхних диапазонах упала. Пока совсем не стемнело, забрасываю двадцатиметровый кусок провода на рядомстоящее дерево, и заменяю им штырь GP.
С помощью Александра, настраиваем данную антенную систему на телеграфный участок диапазона 3.5 МГц. КСВ-метр на согласующем устройстве показывает 1.1 – можно пробовать «восьмидесятку». Эфир на удивление чист, грозовые разряды и помехи отсутствуют. Но и станций в CW участке крайне мало. Почти что за час работы на «общий вызов», в логе зафиксировано всего несколько QSO. Зато в SSB участке многочисленные группы «картофелеводов», чинно и размеренно обсуждают проблемы бытия. Всё понятно, с 3.5 МГц нужно заканчивать – бесполезная потеря времени.
Совсем стемнело, зажигаю над столом энергосберегающую лампу, делаю фото самого себя, и перехожу на 7 МГц.
Нужно сказать, что зажечь лампу было опрометчивым решением. Куски крупноячеистой тюли, наспех прихваченной в гараже и развешенные на задних дверях автошека, днём задерживали довольно значительную часть насекомых. Только самым упорным и сообразительным из них удавалось проникнуть внутрь. После того, как я включил лампу, всё, что размером менее 5 мм, со страшной силой устремилось внутрь автомобиля. Встречались и крупные экземпляры, очевидно проникшие через более крупный рисунок тюли. Через несколько минут, внутри автошека всё жужжало и кусалось. Наиболее любопытная часть мошкары, с завидным упорством пыталась проникнуть внутрь аппаратуры. Зажженная спираль неплохо справлялась с задачей, но вновь проникающая через окна мошка, сводила её действия на «нет».
Так, отбиваясь от атак мошкары, и пришлось работать в эфире. К полуночи диапазон 7 МГц заметно опустел. Всё реже и реже подходили станции, желающие отработать RFF-177. Наконец мой «общий вызов» и вовсе перестал находить отклики в эфире. Я принял решение заканчивать работу и идти отдыхать. Олег закончил работу в SSB чуть попозже, в районе двух часов ночи.
Утром 13 июня, мы проснулись под пение многочисленных птиц. На часах всего около 5 часов, но солнце уже печет вовсю. День обещает быть жарче предыдущего.
Быстро чаёвничаем, заправляем бензогенератор, обговариваем примерный план на день и расходимся по рабочим местам. Открываю двери автошека, и перед глазами открываются последствия ночных атак: Всё рабочее место, аппаратура, сиденья усыпаны сраженными насекомыми. Те, кому удалось выжить, ежесекундно устремляются на волю. Быстро очищаю рабочее место и аппаратуру, усаживаюсь за трансивер, и закрываюсь внутри.
Утренний эфир ласкает слух. Европа еще не проснулась, а дальние трассы ещё открыты. Стараемся с утра максимально отработать 7, 10, 14 МГц. Постепенно «просыпается» центральная Россия, Украина, а за ними и Европа. И вот уже в ответ на общий вызов возникают пайлапы. Количество одновременно вызывающих радиостанций так велико, что в наушниках слышен сплошной рёв. Сказывается класс трансивера. Перегруженный приёмный тракт IC-718, не даёт комфортно чувствовать себя в таких ситуациях. Приходится делать паузу и выхватывать отдельные части позывных, а порой и просто буквы. В таких ситуациях главное – спокойствие.
Не нужно обращать внимание на особо нетерпеливых и нервных корреспондентов, а нужно планомерно делать своё дело. Через несколько минут напряжение на частоте спадает, и можно немного расслабиться перед новой волной желающих «получить» RFF-177.
Ближе к 10 MSK, Олег приносит благую весть – открылись ВЧ диапазоны. Переключаюсь на «трансформер», и начинаю по очереди отрабатывать ВЧ диапазоны и WARC-и. К полудню автошек нагревается так, что внутри становится невыносимо. Аппаратура разогрета до критических значений, кажется - плюнь и зашипит. Распахнуть бы двери, но нельзя - гнус. Уповая на запас надёжности техники, продолжаем работать. Диапазоны 21 и 28 МГц – не радуют. Корреспондентов маловато, приходиться давать длинные вызовы. 18 МГц - наиболее живой диапазон, стараюсь задерживаться на нем подольше. Так, периодически выскакивая из машины, и меняя диапазонные контура «трансформера», «скачу» с диапазона на диапазон.
По активности корреспондентов видно, кто работает на зачёт и имеет серьёзные намерения.
В ответ на набранные позывные: DL6KVA, RV9CQ/P, UA6GG, YL2CV, RA1ZZ/3 и т. д., электронный лог показывал, что всё больше и больше диапазонов отработано с этими станциями.
Вообще, всегда приятно, когда в ответ на общий вызов звучат знакомые позывные. В радиоэкспедициях это приятные моменты. Ты понимаешь, что твои усилия не напрасны и тебя готовы поддержать коллеги по увлечению.
Пошел последний час мероприятия под названием GREENDAY 2010, активность в эфире заметно снизилась. Наверно народ подустал. У нас тоже уже давно закончился запас питьевой воды, что на такой жаре крайне неприятная штука. На одном энтузиазме отрабатываем диапазоны 7 и 14 МГц.
Всё. Выключаем аппаратуру и останавливаем генератор. Праздник под названием GREENDAY 2010 – окончен. Мы выдержали, аппаратура не подвела. Впереди сборы и дорога домой.
В заключение хочется сказать спасибо всем коллегам-радиолюбителям за поддержку в эфире нашей радиоэкспедиции.
До встречи на диапазонах!
73! и 44!
Евгений Аганин (UA4ATL).
Качалино - Волжский, июнь 2010г.